+7 (499) 246-91-79 e-mail: info@rapid-stz.ru
РУС | EN

Статьи

Каждой единице продукции уникальный код

5.jpg

Проблемы и задачи защиты рынка технических средств безопасности.

ВИКТОР КРЫЛОВ, генеральный директор ЗАО «ИПК «СТРАЖ», кандидат технических наук, www.strazh.ru, e-mail: strazh@strazh.ru

Вступление России в ВТО с одной стороны открывает широкие перспективы российскому бизнесу по развитию экономики, а с другой стороны ставит ряд серьёзных проблем из-за появления на отечественном рынке дешёвой низкокачественной продукции.

Вместе с тем товары и услуги должны отвечать требованиям безопасности, установленным регламентами Таможенного союза, ЕврАзЭС и национальными нормативно-правовыми актами. В этих условиях контроль и мониторинг качества поступающей на рынок продукции, объективное подтверждение способности производителей обеспечить декларируемые показатели продукции, являются эффективным инструментом получения конкурентных преимуществ российской экономикой. Прежде всего, это касается рынка технических средств безопасности.

В настоящее время сложились условия, при которых определить историю производства, продажи и эксплуатации технических средств безопасности, а тем более их реальное качество не представляется возможным. Обязательную сертификацию проходит не более 1 % продукции. Технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к безопасности продукции, охватывают не более 2-3% ее номенклатуры. Действие национальных стандартов стало необязательным. Это создаёт предпосылки для попадания на рынок контрафактной и опасной для потребителя продукции с неизвестными характеристиками. Сопровождающие эту продукцию документы в виде сертификатов, разрешений, паспортов и т.д., не дают уверенности потребителю в правильности сделанного им выбора товара. Не дают они и гарантий, что такая продукция решит те проблемы безопасности, для решения которых она предназначена.

Нами предлагаются следующие подходы для решения данной проблемы:

  • уточнение существующей и разработка принципиально новой нормативной базы в этой области, отвечающей мировым стандартам;
  • формирование системы государственной поддержки отечественных производителей высококлассной продукции;
  • проведение мониторинга качества технических средств безопасности, поступающих на рынок, и объективной оценки производителей данной продукции;
  • ужесточение мер к производителям некачественной продукции;
  • обеспечение оперативной доступности для потребителя объективной информации о качестве продукции, ее характеристиках и изготовителе.

Последняя задача может быть успешно реализована посредством использования известных технологий с применением QR-кодов или RFID меток, наносимых на продукт или упаковку. Каждой единице продукции присваивается уникальный код (QR-код или ID метки), являющийся информационным ключом для входа в базу данных с информацией о товаре, его характеристиках и изготовителе, размещенной на доступном интернет-сайте.

Покупатель, контролер или иной инспектор, считывая код, обращаются к указанному сайту, получая необходимую информацию о продукции (когда, кем, из каких материалов и по каким ТУ изготов-лено изделие, кому и когда реализован товар, информацию о гарантиях и сроке службы, номере сертификата на продукцию, возможностях изготовителя и др.).

Оперативный информационный доступ о товаре помогает продавцу повысить эффективность и визуализацию в цепи поставки, что для покупателя означает обеспечение наличия товаров на складе, ускоряет обслуживание клиентов и обеспечивает необходимые гарантии качества. Одновременно это позволит предотвратить попадание поддельных, контрафактных товаров к покупателям, так как создает условия прослеживания продукции, начиная с момента производства. Для производителей – это возможность быстро и эффективно отозвать все поврежденные или дефектные товары.

Все это создаёт благоприятные условия для преобразования бизнес-процессов и повышения их эффективности, предоставив дополнительные выгоды потребителям.

Наша с вами задача – объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания благоприятных условий отечественному бизнесу в преодолении внешних негативных тенденций, влияющих на экономические процессы. Здесь мы возлагаем большие надежды на помощь ТПП РФ в продвижении нормативных документов, активную роль национальных технических комитетов ТК 246 «Контейнеры», ТК 355 «Технологии автоматической идентификации и сбора данных и биометрия», ТК 391 «Средства физической защиты и материалы для их изготовления» в стандартизации требований к техническим средствам безопасности, и проведении их сертификации, подготовке документов по процедурам применения единых кодов продукции.


Примечание: Статья была опубликована в журнале "Мир безопасности" № 9/238 за 2013 год.


Возврат к списку