+7 (499) 246-91-79 e-mail: info@rapid-stz.ru
РУС | EN

Статьи

Необходим механизм контроля

Создание системы идентификации средств технической защиты как единого информационного пространства российских производителей качественной продукции.

ВЛАДИМИР СКРИПКИН, главный эксперт ЗАО «ИПК «Страж», е-mail: dstt@dstt.ru

Тема реализации инновационных технологий в производстве современных технических средств безопасности в Российской Федерации весьма актуальна и востребована. Особенно в условиях вступления России в ВТО, которое, открывая широкие перспективы российскому бизнесу, предъявляет высокие требования к надёжности и качеству товаров и услуг.

Эти требования должны отвечать нормам, установленным регламентами Таможенного союза, ЕврАзЭС, национальным и международным нормативно-правовым актам. А для получения конкурентных преимуществ российской экономики и производимой ею товаров необходимо обеспечить постоянный мониторинг качества продукции, ее новизну и доступность. Необходимость решения этой задачи, безусловно, касается и рынка технических средств безопасности, включающих сейфы, шкафы для хранения оружия, банковские шлюзы и контейнеры для перевозки, передачи и хранения денег, ценных бумаг, дверей хранилищ материальных ценностей, специальных замков, пломбировочных устройств и много другого.

Однако значительная часть организаций, работающих в сфере производства и реализации вышеперечисленных средств технической защиты (СТЗ), довольно часто сталкиваются с фактами появления на рынке контрафактной и низкосортной продукции. При этом контроль качества СТЗ, попадающих в торговую сеть, оставляет желать лучшего или вообще отсутствует. Указанные обстоятельства крайне негативно отражаются на эффективности работы добросовестных отечественных производителей и поставщиков данной продукции. В этой ситуации у недобросовестных производителей и поставщиков реально возникают возможности выигрыша конкурсов по линии государственного заказа с последующей поставкой в госструктуры дешёвых и некачественных изделий. Кроме того, они, как правило, скрывают от потребителей сведения о реальных свойствах предлагаемой продукции и фактически не несут ответственности за ее качество. Дальнейшее пассивное отношение участников цивилизованного рынка к рассматриваемой проблеме в целом, и, тем более, в условиях вступления России в ВТО может еще сильнее осложнить в ближайшем будущем деятельность отечественных производителей и поставщиков СТЗ.

Хорошо известно, что надёжность и качество технических средств безопасности определяются конструкцией и технологией производства. Однако в настоящее время сложились условия, при которых выяснить историю производства, продажи и эксплуатации технических средств, а тем более оценить их реальное качество зачастую не представляется возможным.

Обязательную сертификацию проходят не более 1 процента продукции, относящейся к СТЗ. Технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к безопасности продукции, охватывают не более 2-3 процентов ее номенклатуры. Действие национальных стандартов не является обязательным. Это создаёт предпосылки для попадания на рынок контрафактной, низко-качественной, а подчас и опасной для потребителя продукции с неизвестными характеристиками. Сопровождающие эту продукцию документы в виде сертификатов, разрешений, паспортов и т.д. не дают уверенности потребителю в правильности сделанного им выбора товара и гарантий, что такая продукция решит те проблемы безопасности, для которых она предназначена. Например, широкая номенклатура шкафов для хранения оружия, продаваемых на российском рынке, не обеспечивают защиту от криминального вскрытия, и они могут быть открыты даже неспециалистом, вручную. Похожая картина складывается и в области рынка металлических дверей, многие из которых и, особенно ввозимые с Востока, только создают иллюзию безопасности помещений.

Значительная часть организаций, работающих в сфере производства и реализации вышеперечисленных средств технической защиты (СТЗ), довольно часто сталкиваются с фактами появления на рынке контрафактной и низкосортной продукции. При этом контроль качества СТЗ, попадающих в торговую сеть, оставляет желать лучшего или вообще отсутствует.

В различных областях деятельности по обеспечению защиты информации, имущества, ценностей, жизни граждан используются разнообразные технические средства – системы контроля доступа, охранное телевидение, сигнализация, системы идентификации личности и др. Такие технические средства хорошо отработаны, имеется много институтов, предприятий, методических и учебных центров и специалистов в этих областях.

Однако при применении всех вышеназванных систем, во всех случаях, существует необходимость создавать реальную физическую преграду, которую обеспечивают такие средства, как хранилища, сейфы, контейнеры, двери, шлюзы, жалюзи, защитные окна, решетки и др. Все они должны иметь или отдельные механизмы в виде замков, запирающих систем, запорно-пломбировочных устройств, счетчиков, таймеров, или комплекс этих механизмов.

И если рассмотреть, в качестве примера, ситуацию в этой области средств технической защиты, то на сегодняшний день она не самая благополучная. Нормативная база, включающая в себя стандарты, инструкции по оборудованию, методики испытаний, отстаёт от требований времени. На рынке этих товаров значительную долю составляет недоброкачественная продукция как отечественного, так и зарубежного производства. Эта продукция широко используется не только отдельными гражданами в личных целях, но и многими государственными и коммерческими организациями, в том числе и для защиты сведений, составляющих коммерческую и государственную тайну.

Существующие испытательные лаборатории проверяют эти защитные средства по разным методикам, что приводит к различным результатам и оценкам. В связи с тем, что нет единой технической политики в оценке стойкости этих устройств, в первую очередь к криминальному воздействию, растет количество краж, в том числе все чаще встречаются случаи, когда отсутствуют видимые следы проникновения. И даже существующие в настоящее время в некоторых госструктурах экспертно-криминальные институты, центры и лаборатории не могут давать полную и объективную оценку по методам и характеру неразрушающего вскрытия из-за отсутствия специалистов в такой узкой и специфической области.

Кроме того, многие производители и разработчики запирающих устройств не имеют достаточных знаний о способах их вскрытия и методах оценки на криминальную устойчивость. Часто они пользуются услугами сомнительных специалистов и оспаривают любую экспертизу, не отвечающую свойствам, которые они декларируют.

Принимая во внимание вышесказанное, а также опыт общения с рядом зарубежных организаций, выполняющих испытания и дающих оценку стойкости от криминального воздействия, можно однозначно утверждать, что такая работа должна проводиться только в специальных испытательных лабораториях, имеющих необходимое специфическое оборудование и опытных специалистов, обладающих достаточно специализированными знаниями и аттестованными для проведения подобных исследований.

Добросовестные покупатели, госструктуры, банки и другие организации получают изделия, не соответствующие декларированному уровню защиты. При этом необходимо учитывать, что такие товары, как замки, двери, сейфы и другие виды хранилищ являются товаром длительного использования, и безопасность и надёжность хранения как ценностей, так и конфиденциальной информации напрямую зависит от качества продукции и её поставщиков.

Однако в настоящий момент в области сертификации сложилась следующая ситуация. Например, в 2009-2011 годах сертификаты на сейфы и замки выписывались 54 органами по сертификации, которые брали за основу протоколы 17 испытательных лабораторий. Подавляющее большинство указанных организаций находятся в Москве. Такая ситуация приводит к нездоровой конкуренции, неадекватно оцениваются показатели продукции и резко уменьшается возможность получения нужной информации.

Это также косвенно влияет на качество производимых изделий. Результаты испытаний лабораторий, аккредитованных в России, и, соответственно, сертификаты в подавляющем большинстве случаев не признаются зарубежными потребителями.

Как следствие, добросовестные покупатели, госструктуры, банки и другие организации получают изделия, не соответствующие декларированному уровню защиты. При этом необходимо учитывать, что такие товары, как замки, двери, сейфы и другие виды хранилищ являются товаром длительного использования, и безопасность и надёжность хранения как ценностей, так и конфиденциальной информации напрямую зависит от качества продукции и ее поставщиков.

В европейских странах, как правило, существует по одному центру сертификации и одной весьма авторитетной испытательной лаборатории. Озабоченность низким уровнем сертификации высказывают ряд фирм-производителей защитной продукции, «Ассоциация производителей сейфов», «Российская Ассоциация производителей и дистрибьюторов средств технической защиты», а также потребители продукции.

Было бы целесообразно рассмотреть вопрос о создании в нашей стране соответствующего структурно-независимого центра общероссийского масштаба, который бы стал наиболее компетентной организацией в области объективной оценки свойств защитной техники. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ред. от 06.12.2011) требует от всех участников рынка развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В этой связи следует напомнить, что вышеупомянутая ситуация, связанная со средствами технической защиты, рассматривалась в общем виде на заседаниях, проводимых Комитетом ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, в рамках круглого стола, состоявшегося 2 октября 2012 года, и на прошедшем 12 февраля с.г. секционном заседании XI Всесоюзной конференции «Индустрия безопасности. Перспективы, тенденции, проблемы».

В свете принятых на этих заседаниях решений была создана Ассоциация производителей средств технической защиты, предложения которой, касающиеся активного внедрения системы идентификации, как одного из вариантов наведения порядка на рынке СТЗ, заслуживают определённого внимания и поддержки.

Что конкретно предлагается и как можно защитить потребителя, в первую очередь государственные структуры, приобретающие продукцию в рамках госзаказа, от недобросовестных поставщиков, производителей, продавцов СТЗ?

Не нарушая существующий порядок оценки качества, использующий механизм сертификации и декларирования силами аккредитованных при Росстандарте и Росаккредитации органов сертификации, испытательных лабораторий, Российская Ассоциация производителей и дистрибьюторов средств технической защиты (РАПИД) предлагает на общественных началах за счет средств членов Ассоциации и других заинтересованных юридических и физических лиц ввести механизм контроля деятельности всех участников рассматриваемого рынка.

А добиться этого можно только в том случае, если каждое изделие из рассматриваемой нами сферы будет иметь свой индивидуальный, персональный номер, по которому всегда можно проследить весь путь этого изделия, начиная с его появления на заводе или при пересечении границы и заканчивая моментом его реализации конкретному потребителю.

Это позволит даже в процессе эксплуатации однозначно ответить практически на все вопросы, касающиеся технических и эксплуатационных характеристик каждого конкретного изделия и лиц, отвечающих за качество продукции.

Для решения этой непростой задачи, внедрения прозрачных и открытых схем для всех участников этого рынка Ассоциацией создаются Единый фонд сертификатов (ЕФС), Центр сертификации и испытаний (ЦСИ), целевой фонд, банк данных на производимые СТЗ, осуществляется участие в ведении Реестра недобросовестных поставщиков и в формировании списка добросовестных производителей СТЗ, состоящих в партнерских отношениях с ТПП РФ.

На основе своих коллегиальных решений Ассоциация СТЗ формирует согласованный с Росстандартом Перечень СТЗ, подлежащих обязательной маркировке. Предполагается, что в первую очередь в этот перечень войдут изделия, планируемые для поставки в госструктуры в рамках госзаказа, а также имеющие наивысшие качество изготовления и защитные свойства, установленные стандартами.

Все действующие органы сертификации, выдавая сертификат или декларацию соответствия на продукцию, включенную в Перечень СТЗ, обязаны предупреждать производителя о том, что выданный сертификат или декларация действительны только после их регистрации в ЕФС. При этом в этих документах они обязаны указать (на основе информации, полученной от производителей) диапазон номеров, на которые они распространяются. Планируя свою деятельность, производитель заблаговременно, до подачи заявки в орган сертификации, получает диапазон номеров и специальные защищенные от подделки наклейки (стиккеры) для визуальной идентификации каждого изделия, входящего в этот диапазон номеров. После регистрации в ЕФС сертификатов или деклараций соответствия производитель должен вести учет выпускаемой продукции по индивидуальному номеру и обязан наносить его на каждое изделие, подтверждая законность этого действия наклеиванием на изделие стиккера, полученного в ЕФС для заявленной партии продукции. паспорте, на упаковке изделия и на самом изделии производителем должна быть нанесена наглядная информация о назначении и области его применения. При этом если изделие рекомендовано для использования государственными структурами, информация об этом должна быть особо выделена. Вся информация об изделиях, имеющих зарегистрированные сертификаты или декларации соответствия, находится в открытом доступе на сайте Ассоциации в разделе ЕФС.

Производитель продукции обязан постоянно информировать ЦСИ об объёмах партий, индивидуальных номерах входящих в них изделий и основных регионах и торговых организациях, через которые будет осуществляться их реализация. Аккредитованный при Росаккредитации ЦСИ Ассоциации самостоятельно или на основе договорных отношений с участием других компетентных аккредитованных органов сертификации и испытательных лабораторий проводит контрольные исследования и сличительные испытания изделий, поступивших в торговую сеть. Источником финансирования этих работ является целевой фонд Ассоциации.

В случае выявления фактов завышенной оценки качества продукции со стороны сертификационных центров и испытательных лабораторий и выдачи сертификата или декларации соответствия, не соответствующих реальным характеристикам изделия, ЦСИ направляет в Росаккредитацию представление о лишении конкретного органа сертификации или испытательной лаборатории права проводить работы в этой области аккредитации. После принятия соответствующего решения информация о нем размещается на сайтах Росаккредитации и Ассоциации.

При выявлении фактов несоответствия продукции, реализуемой конечному потребителю, ее характеристикам, указанным в сертификате или декларации соответствия, информация об ее производителе сообщается в ФАС России для принятия решения о внесении данной организации в список недобросовестных поставщиков.

Предлагаемая система позволит покупателю, участнику торгов, государственным структурам, производящим закупки, достаточно объективно выбрать необходимую продукцию, исходя из базового параметра «цена-качество-поставщик». В этом случае, как пример, в одну группу товара невозможно будет включить «мерседес» и «запорожец», и объявить качественным товаром и победителем торгов «запорожец» по причине его низкой цены.

Применительно к изделиям, предназначенным для поставки в государственные структуры, планируется, чтобы все средства технической защиты в обязательном порядке в дополнение к зарегистрированным в ЕФС сертификатам или декларациям соответствия имели специальные заключения ЦСИ о качестве конкретной продукции. При этом госучреждения смогут приобретать СТЗ на бюджетные средства только при наличии у поставщиков вышеуказанных заключений.

При этом все средства технической защиты, приобретаемые для использования в личных целях, выбираются персонально каждым лицом на основании личных убеждений и публичной информации о качестве данной продукции. Естественно, что вся деятельность Ассоциации и создаваемых ею структур в рассматриваемой сфере будет осуществляться только на основе соответствующих решений государственных органов власти и при постоянном тесном взаимодействии с Росстандартом, Росаккредитацией, ФАС России, а также другими общественными организациями. мПредлагаемая система позволит покупателю, участнику торгов, государственным структурам, производящим закупки, достаточно объективно выбрать необходимую продукцию, исходя из базового параметра «цена-качество-поставщик». В этом случае, как пример, в одну группу товара невозможно будет включить «мерседес» и «запорожец», и объявить качественным товар и победителем торгов «запорожец» по причине его низкой цены.


Примечание: Статья была опубликована в журнале "Мир безопасности" № 9/238 за 2013 год.


Возврат к списку