+7 (499) 246-91-79 e-mail: info@rapid-stz.ru
РУС | EN

Сертификация и испытания

Ситуация, сложившаяся на рынке испытаний и сертификации средств технической защиты (СТЗ), требует самого серьёзного внимания и принятия действенных мер. Нормативная база, включающая в себя стандарты и методики испытаний, отстаёт от требований времени. На рынке этих товаров значительную долю составляет недоброкачественная продукция как отечественного, так и зарубежного производства. При этом контроль качества СТЗ, попадающих в торговую сеть, оставляет желать лучшего или вообще отсутствует.

В Российской Федерации федеральным законом о техническом регулировании № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года разделены понятия «технический регламент» и «стандарт», в связи с чем, все стандарты должны утратить обязательный характер и применяться добровольно. C 1 сентября 2011 года все нормативные правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования, не включенные в перечень обязательных, имеют добровольное применение.

В области сертификации сложилась практика, при которой реальные показатели продукции не соответствуют параметрам, указанным в документах на эти изделия. Кроме того, сами производители часто заинтересованы в заниженных требованиях к защитным свойствам, эксплуатационным характеристикам и безопасности продукции. Орган по сертификации, выдавая документ о соответствии Техническим Условиям, разрешает использовать маркировочный знак своей системы. В результате проблема заниженных требований вызывает не только недоверие потребителя, но и распространяется как на маркировочный знак, так и на сертифицирующий орган.

О ситуации с сертификацией продукции в России осведомлены и за рубежом. Результаты испытаний лабораторий, аккредитованных в России, и, соответственно, сертификаты в подавляющем большинстве случаев иностранными компаниями не признаются. Поэтому зарубежные партнёры нередко выставляют в качестве условий заключения контракта, сертификацию продукции в ведущем иностранном сертификационном органе на соответствие международным стандартам. В европейских странах, как правило, существует по одному центру сертификации и одной весьма авторитетной испытательной лаборатории. Для сравнения, в России, сертификаты на сейфы и замки выписываются 54 органами по сертификации, которые берут за основу протоколы 17 испытательных лабораторий. Подавляющее большинство указанных организаций находятся в Москве. Такая ситуация приводит к нездоровой конкуренции, неадекватно оцениваются показатели продукции и резко уменьшается возможность получения нужной информации. Это также косвенно влияет на качество производимых изделий. Как следствие, добросовестные покупатели, госструктуры, банки и другие организации получают изделия, не соответствующие декларированному уровню защиты.

Данная проблема неоднократно поднималась как на конференциях Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, так и участниками профессиональных сообществ – Международной Ассоциацией специалистов по системам ограничения доступа и Российской Ассоциацией производителей и дистрибьюторов средств технической защиты (РАПИД). В свете принятых решений, Комитет ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, поручил РАПИД разработать проект Концепции государственного развития и политики в области применения и контроля качества СТЗ, в том числе в части испытаний и сертификации этой продукции.

РАПИД предлагает, не нарушая существующий порядок оценки качества, использующий механизм сертификации и декларирования силами аккредитованных при Росстандарте и Росаккредитации органов сертификации, испытательных лабораторий, на общественных началах, за счёт средств членов Ассоциации и других заинтересованных юридических и физических лиц ввести механизм контроля деятельности всех участников рассматриваемого рынка.

При этом РАПИД планирует создать Единый фонд сертификатов (ЕФС), Отраслевой экспертный центр (ОЭЦ), целевой фонд, реестр и рейтинг испытательных лабораторий, банк данных на производимые СТЗ, осуществляя совместно с ТПП РФ ведение списка сертификационных органов - «Кому можно доверять» и формирование списка добросовестных производителей СТЗ.

Применительно к изделиям, предназначенным для поставки в государственные структуры, планируется, чтобы все средства технической защиты в обязательном порядке, в дополнение к зарегистрированным в ЕФС сертификатам или декларациям соответствия имели специальные заключения ЦОЭ о качестве конкретной продукции. В этом случае госучреждения смогут приобретать СТЗ на бюджетные средства только при наличии у поставщиков вышеуказанных заключений. Естественно, что вся деятельность Ассоциации и создаваемых ею структур в рассматриваемой сфере будет осуществляться только на основе соответствующих решений государственных органов власти.

Единый Фонд сертификатов, реестр и рейтинг испытательных лабораторий и сертифицирующих органов будут доступны на этой странице нашего сайта.

В настоящее время система находится в стадии разработки.